Часто задаваемые вопросы

Почему ребёнок плохо говорит?

Нарушения речи могут возникать по разным причинам. В настоящее время наиболее частой причиной речевых расстройств является перинатальная патология, возникающая в результате воздействия неблагоприятных факторов, действующих во время беременности, в процессе родов и в первые недели жизни ребёнка. У ребёнка в первые месяцы жизни диагностируются минимальные повреждения нервной системы, которые в дальнейшем могут привести к речевым расстройствам, трудностям овладения школьной программой. В этой связи особую настороженность следует проявить в отношении детей, у которых в первые 2-3 месяца жизни невропатолог (невролог) диагностировал перинатальную энцефалопатию (ПЭП), синдром двигательных нарушений, нарушения мышечного тонуса (гипо-, гипертонус), гипертензионно-гидроцефальных синдром. Запись об этих нарушениях есть в амбулаторной карте ребёнка (первые записи невролога).

У некоторых детей расстройства речи спровоцированы несовершенством анатомического строения органов речевого аппарата (аномалии прикуса, короткая подъязычная связка и др.). В некоторых случаях плохая речь является следствием невнимания взрослых к речевому развитию ребёнка, подражания неправильной речи окружающих.

Как проявляются нарушения речи?

Проявления нарушений речи могут быть разнообразными, что зависит не только от формы и степени выраженности речевой патологии, но и от возраста ребенка. Обычно близкие ребенка обращают внимание на нарушения произношения звуков, однако еще большую проблему для дальнейшего обучения в школе представляют нарушения различения звуков речи на слух, бедность словарного запаса, неумение понятно, развернутой фразой выразить свою мысль, ошибки в употреблении окончаний, неправильная постановка ударения в словах, неспособность грамотно образовывать новые слова с помощью приставок, суффиксов, несформированность связной речи.

Ребёнок не сразу овладевает этими речевыми навыками, и для каждого возраста существуют свои возрастные нормы речевого развития, отклонение от которых должно быть своевременно замечено.

С какого возраста можно обращаться за логопедической помощью?

В задачи логопеда входит раннее обнаружение речевого нарушения и оказание своевременной логопедической помощи.

К году ребёнок способен произносить 10-12 слов, а к 1,5-2 годам короткие предложения. В дальнейшем быстро увеличивается словарь, расширяется фраза, ребёнок начинает овладевать системой окончаний, закономерностями образования новых слов. Поэтому речевые нарушения можно выявить уже на ранних этапах развития.

Не следует откладывать визит к логопеду, так как именно в первые 3-5 лет жизни нервная система ребёнка очень пластична, способна к перестройкам, что существенно повышает результативность коррекционной работы. Затягивание решения данной проблемы приводит к неготовности ребёнка к школьному обучению и в дальнейшем вызывает проблемы при усвоении программы по основным школьным дисциплинам (русский язык, чтение, математика и др.).

Как узнать, готов ли мой ребёнок к школе и нет ли у него предпосылок нарушений чтения и письма?

Для этого необходимо пройти логопедическую диагностику. Логопедическая диагностика дошкольника включает в себя определение сформированности следующих параметров:

  • звукопроизношения;
  • звукослоговой структуры слова (способности произносить слова, состоящие из определенного количества слогов, слова разной звуковой структуры);
  • различения звуков речи на слух;
  • состояния словаря;
  • грамматического строя речи (структуры предложения, словоизменения, словообразования);
  • связной речи;
  • уровня представлений об окружающем мире;
  • предпосылок овладения математическими знаниями умениями и навыками.

При оценке состояния речи у детей раннего возраста специалист исследует речевое развитие на предмет его соответствия возрастным нормативам.

По результатам обследования выдается заключение с рекомендациями.

Дисграфия или дизорфография? Как помочь ребёнку?

Проблема нарушений письма в настоящее время представляет особую актуальность, так как около половины младших школьников страдают данными речевыми расстройствами.

Дисграфия – это нарушение письма, проявляющееся в стойких специфических ошибках, не связанных с усвоением орфографических правил.

Дисграфические ошибки чаще всего проявляют себя в следующем:

  • неумение обозначать границы предложения (первое слово в предложении пишется с маленькой буквы, отсутствие точек);
  • слитное написание предлогов с другими словами, раздельное написание приставок с корнем («вокне», «по летела»);
  • пропуски, перестановки, вставки слогов, букв («дикант», «воворобьи», «тасакали», «мотолок»);
  • замены букв, сходных по написанию (о-а, и-у, б-д, и-ш, л-м, и-ц и др.: садик – «содик», утро – «итро», бабушка – «бадушка»);
  • ошибки обозначения мягкости согласных на письме (коньки – «конки», лёд – «лод», Люда – «Луда»)
  • зеркальное написание букв (Егор – «Згор»);
  • замены букв, обозначающих сходные звуки (г-к, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, ч-т, ч-с, ч-ц и др.: картофель – «картовель», люди – «люти», птицы – «пцицы», «пчицы»);
  • грамматические ошибки на письме («на ветках деревьях», «много человеков»).
Пример нарушений письма

Нарушения письма у учащегося 2-го класса

Дизорфография – это нарушение письма, проявляющееся в трудностях формирования орфографических навыков.

Для этого речевого расстройства характерно большое количество орфографических ошибок. Ребёнок, выучив правило, не видит ситуации, в которой его нужно применить, либо не может реализовать алгоритм применения правила (выделить корень, подобрать проверочное слово, поставить ударение и т.д.). «Как слышит, так и пишет», – жалуются родители («рыжая леса», «в зелене деревьев», «в залатой клетки», «построем», «пралетела»).

Дисграфия хорошо заметна, начиная со 2-го класса, хотя её предпосылки обнаруживаются уже в дошкольном возрасте.

Диагноз «дизорфография» целесообразно ставить в 3 классе. Именно к этому возрасту ребёнок должен в достаточной степени овладеть некоторыми орфографическими правилами.

Пример дизорфографии

Дизорфография тяжелой степени выраженности в сочетании с дисграфией у ученика 4 класса

Дисграфические и орфографические ошибки не исчезают сами по себе и имеют тенденцию сохраняться долгие годы, что снижает успеваемость ребёнка по русскому языку.

К группе риска по этим нарушениям относятся дети, имеющие или имевшие ранее недостатки устной речи. Однако нарушения письма могут проявляться и у детей, у которых не диагностировались расстройства устной речи. В связи с этим детям старшего дошкольного возраста и учащимся первого класса рекомендуют пройти обследование, позволяющее выявить предпосылки нарушений чтения и письма. Начиная со 2-го класса, все учащиеся подлежат диагностике на предмет выявления дисграфии и дизорфографии.

Дети, у которых обнаружилась «группа риска» по нарушениям чтения и письма, или учащиеся, страдающие расстройствами письменной речи, должны посещать специальные логопедические занятия.

Как часто нужно посещать логопеда? Какова продолжительность курса коррекционного обучения?

Логопедические занятия у детей дошкольного возрастаi отличаются комплексной направленностью. Их содержание включает не только работу по коррекции нарушений произносительной стороны речи, но и овладение навыками звукового анализа, анализа предложения, развитие лексики, словообразования, словоизменения, связной речи, элементы ознакомления с грамотой. Основными задачами логопедической работы являются устранение речевого нарушения, подготовка к овладению грамотой, профилактика нарушений чтения и письма.

Занятия могут проводиться как индивидуально, так и в группах малой наполняемости (2-4 ребёнка). Постановка звуков возможна только на индивидуальных занятиях.

Занятия по коррекции нарушений письма предусматривают устранение выявленных нарушений в процессе выполнения устных и письменных тренировочных упражнений, различных речевых игр. Школьников учат не только замечать и предвосхищать свои ошибки на письме, но и проводят работу по подготовке к написанию изложений и сочинений.

По окончании каждого занятия логопед дает рекомендации родителям для работы с ребёнком в домашних условиях.

Сроки коррекционного обучения определяются индивидуально. Они зависят от характера, степени тяжести речевого нарушения, а также от того, насколько тщательно выполняются рекомендации логопеда. Без закрепления приобретенных навыков в домашних условиях не стоит ожидать быстрого устранения нарушений речи.

Обычно специалист рекомендует посещать логопедические занятия с частотой не менее 2 раз в неделю.

Как записаться на приём?

Запись по телефону: (812) 980-36-00