Часто задаваемые вопросы
Почему ребёнок плохо говорит?
Нарушения речи могут возникать по разным причинам. В настоящее время наиболее частой причиной речевых расстройств является перинатальная патология, возникающая в результате воздействия неблагоприятных факторов, действующих во время беременности, в процессе родов и в первые недели жизни ребёнка. У ребёнка в первые месяцы жизни диагностируются минимальные повреждения нервной системы, которые в дальнейшем могут привести к речевым расстройствам, трудностям овладения школьной программой. В этой связи особую настороженность следует проявить в отношении детей, у которых в первые 2-3 месяца жизни невропатолог (невролог) диагностировал перинатальную энцефалопатию (ПЭП), синдром двигательных нарушений, нарушения мышечного тонуса (гипо-, гипертонус), гипертензионно-гидроцефальных синдром. Запись об этих нарушениях есть в амбулаторной карте ребёнка (первые записи невролога).
У некоторых детей расстройства речи спровоцированы несовершенством анатомического строения органов речевого аппарата (аномалии прикуса, короткая подъязычная связка и др.). В некоторых случаях плохая речь является следствием невнимания взрослых к речевому развитию ребёнка, подражания неправильной речи окружающих.
Как проявляются нарушения речи?
Проявления нарушений речи могут быть разнообразными, что зависит не только от формы и степени выраженности речевой патологии, но и от возраста ребенка. Обычно близкие ребенка обращают внимание на нарушения произношения звуков, однако еще большую проблему для дальнейшего обучения в школе представляют нарушения различения звуков речи на слух, бедность словарного запаса, неумение понятно, развернутой фразой выразить свою мысль, ошибки в употреблении окончаний, неправильная постановка ударения в словах, неспособность грамотно образовывать новые слова с помощью приставок, суффиксов, несформированность связной речи.
Ребёнок не сразу овладевает этими речевыми навыками, и для каждого возраста существуют свои возрастные нормы речевого развития, отклонение от которых должно быть своевременно замечено.
С какого возраста можно обращаться за логопедической помощью?
В задачи логопеда входит раннее обнаружение речевого нарушения и оказание своевременной логопедической помощи.
К году ребёнок способен произносить 10-12 слов, а к 1,5-2 годам короткие предложения. В дальнейшем быстро увеличивается словарь, расширяется фраза, ребёнок начинает овладевать системой окончаний, закономерностями образования новых слов. Поэтому речевые нарушения можно выявить уже на ранних этапах развития.
Как узнать, готов ли мой ребёнок к школе и нет ли у него предпосылок нарушений чтения и письма?
Для этого необходимо пройти логопедическую диагностику. Логопедическая диагностика дошкольника включает в себя определение сформированности следующих параметров:
- звукопроизношения;
- звукослоговой структуры слова (способности произносить слова, состоящие из определенного количества слогов, слова разной звуковой структуры);
- различения звуков речи на слух;
- состояния словаря;
- грамматического строя речи (структуры предложения, словоизменения, словообразования);
- связной речи;
- уровня представлений об окружающем мире;
- предпосылок овладения математическими знаниями умениями и навыками.
При оценке состояния речи у детей раннего возраста специалист исследует речевое развитие на предмет его соответствия возрастным нормативам.
По результатам обследования выдается заключение с рекомендациями.
Дисграфия или дизорфография? Как помочь ребёнку?
Проблема нарушений письма в настоящее время представляет особую актуальность, так как около половины младших школьников страдают данными речевыми расстройствами.
Дисграфия – это нарушение письма, проявляющееся в стойких специфических ошибках, не связанных с усвоением орфографических правил.
Дисграфические ошибки чаще всего проявляют себя в следующем:
- неумение обозначать границы предложения (первое слово в предложении пишется с маленькой буквы, отсутствие точек);
- слитное написание предлогов с другими словами, раздельное написание приставок с корнем («вокне», «по летела»);
- пропуски, перестановки, вставки слогов, букв («дикант», «воворобьи», «тасакали», «мотолок»);
- замены букв, сходных по написанию (о-а, и-у, б-д, и-ш, л-м, и-ц и др.: садик – «содик», утро – «итро», бабушка – «бадушка»);
- ошибки обозначения мягкости согласных на письме (коньки – «конки», лёд – «лод», Люда – «Луда»)
- зеркальное написание букв (Егор – «Згор»);
- замены букв, обозначающих сходные звуки (г-к, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, ч-т, ч-с, ч-ц и др.: картофель – «картовель», люди – «люти», птицы – «пцицы», «пчицы»);
- грамматические ошибки на письме («на ветках деревьях», «много человеков»).
Дизорфография – это нарушение письма, проявляющееся в трудностях формирования орфографических навыков.
Для этого речевого расстройства характерно большое количество орфографических ошибок. Ребёнок, выучив правило, не видит ситуации, в которой его нужно применить, либо не может реализовать алгоритм применения правила (выделить корень, подобрать проверочное слово, поставить ударение и т.д.). «Как слышит, так и пишет», – жалуются родители («рыжая леса», «в зелене деревьев», «в залатой клетки», «построем», «пралетела»).
Дисграфия хорошо заметна, начиная со 2-го класса, хотя её предпосылки обнаруживаются уже в дошкольном возрасте.
Диагноз «дизорфография» целесообразно ставить в 3 классе. Именно к этому возрасту ребёнок должен в достаточной степени овладеть некоторыми орфографическими правилами.
Дисграфические и орфографические ошибки не исчезают сами по себе и имеют тенденцию сохраняться долгие годы, что снижает успеваемость ребёнка по русскому языку.
К группе риска по этим нарушениям относятся дети, имеющие или имевшие ранее недостатки устной речи. Однако нарушения письма могут проявляться и у детей, у которых не диагностировались расстройства устной речи. В связи с этим детям старшего дошкольного возраста и учащимся первого класса рекомендуют пройти обследование, позволяющее выявить предпосылки нарушений чтения и письма. Начиная со 2-го класса, все учащиеся подлежат диагностике на предмет выявления дисграфии и дизорфографии.
Дети, у которых обнаружилась «группа риска» по нарушениям чтения и письма, или учащиеся, страдающие расстройствами письменной речи, должны посещать специальные логопедические занятия.
Как часто нужно посещать логопеда? Какова продолжительность курса коррекционного обучения?
Логопедические занятия у детей дошкольного возрастаi отличаются комплексной направленностью. Их содержание включает не только работу по коррекции нарушений произносительной стороны речи, но и овладение навыками звукового анализа, анализа предложения, развитие лексики, словообразования, словоизменения, связной речи, элементы ознакомления с грамотой. Основными задачами логопедической работы являются устранение речевого нарушения, подготовка к овладению грамотой, профилактика нарушений чтения и письма.
Занятия могут проводиться как индивидуально, так и в группах малой наполняемости (2-4 ребёнка). Постановка звуков возможна только на индивидуальных занятиях.
Занятия по коррекции нарушений письма предусматривают устранение выявленных нарушений в процессе выполнения устных и письменных тренировочных упражнений, различных речевых игр. Школьников учат не только замечать и предвосхищать свои ошибки на письме, но и проводят работу по подготовке к написанию изложений и сочинений.
По окончании каждого занятия логопед дает рекомендации родителям для работы с ребёнком в домашних условиях.
Сроки коррекционного обучения определяются индивидуально. Они зависят от характера, степени тяжести речевого нарушения, а также от того, насколько тщательно выполняются рекомендации логопеда. Без закрепления приобретенных навыков в домашних условиях не стоит ожидать быстрого устранения нарушений речи.
Обычно специалист рекомендует посещать логопедические занятия с частотой не менее 2 раз в неделю.
Как записаться на приём?
Запись по телефону: (812) 980-36-00